This is an exported picture

Шпага в вашей руке как птица; держать ее слишком крепко - душить, слишком слабо - она улетит.

Холодное оружие в Европе имеет сотни видов и форм. История фехтования здесь насчитывает тысячи лет. Надо ли объяснять, как тесно связаны фехтование и оружие?

Современного фехтовальщика можно легко отличить от простого человека, дав ему шпагу. Он не зажимает ее в кулаке как палку, а мгновенно пристроит рукоять вдоль ладони, прижмет к запястью противовес, правильно расположит пальцы. А если шпага будет с бельгийской, "пистолетной" рукоятью, то фехтовальщик не станет крутить ее в руках как ребус, а возьмет неуловимым движением именно так, как надо...

А если дать ему двухручный биденхандер, кинжал-дагу для левой руки, винтовку со штыком или польскую саблю с бугелем и мартингалом? Пожалуй, современный спортсмен не справится со всем этим антиквариатом. Ведь очевидно, что тяжелое боевое оружие держали совершенно по-другому. А как?

Оказывается, в Европе существовали десятки хватов различного оружия. Некоторые из них мы сегодня покажем. И начнем с самого простого, с меча.

 

Меч

Рисунок 1 Казалось бы, с ним все понятно, зажал в кулаке рукоять и руби врагов! Можно, конечно, и так. Но возможны и варианты. Так, на миниатюре 1385 г. один из бойцов удерживает меч "тонко", с указательным пальцем, вытянутым вдоль клинка (рис.1). Такой хват акцентировал колющие удары и требовал более совершенной работы оружием.

Рисунок 2 Другой способ - посоховый хват (рис.2). Надо только добавить, что меч таким образом держали не во время боя, а лишь в момент концентрированного колющего удара, как в этом случае.

Рисунок 3 Колющий меч панцерштехер держали не в кулаке, а в пальцах, с кистью, обращенной ладонью вниз (рис.3). Правда, и панцерштехером не фехтовали, а били как копьем, на скаку.

Рисунок 4 Батарный меч удерживали уже совсем прогрессивно, выпуская указательный или указательный и средний пальцы за перекрестье, под защиту специальных бугелей (рис.4). При этом батарный меч имел удлиненную рукоять, и при необходимости боец мог подключать к работе левую руку, кладя ее на противовес. Получается двуручный, хотя и "тонкий" хват.

Кстати, идея вынести за перекрестье указательный палец возникла значительно раньше, чем появились батарные мечи. Уже с начала XIV в. некоторые перекрестья имеют специальное кольцо с внешней стороны.

 

Двуручный меч

Рисунок 5 Первые их образцы отличались от одноручных не по конструкции, а лишь по размерам и параметрам. Как же его держали, правой рукой впереди, у перекрестья, или левой? И.Э.Кох в своей книге "Сценическое фехтование" дает категорический совет - левой рукой впереди, а правой за противовес. Но даже при поверхностном знакомстве с материалом становится очевидной полная несостоятельность этого утверждения. Двуручный меч, судя по всем источникам, держали как раз наоборот - правая рука у перекрестья, левая - на противовесе (рис.5).

Рисунок 6 Шли годы, двуручный меч рос и совершенствовался. Его клинок усилили специальными отрогами - "клыками", которые помогали парировать удары противника, а заодно позволяли бойцу удерживать оружие новым способом - штыкообразным. Для этого часть клинка между перекрестьем и клыками (рикассо) не точили, а зачастую даже обтягивали кожей. Получалась дополнительная рукоять. Ее зажимали в левой руке, а правую клали на противовес (рис.6).

Но это еще не все. Существовал, правда, очень редко употреблялся, еще один способ удерживания двуручного меча - посоховый (рис.7). Именно так предлагал фехтовать на этом оружии учитель Альфиери.

Рисунок 7

Сабля

Рисунок 8 Рисунок 9 Первые сабли держали так же, как и первые мечи, просто в кулаке. А если надо было подключить к удару вторую руку, ею сжимали запястье правой. Но со временем, так же, как и легкие мечи, сабли стали держать "тонко", в пальцах. Большой палец при этом располагался на спинке рукояти (рис.8). Другим способом тонкого удерживания был тот, при котором указательный палец перемещался за перекрестье (рис.9). И тот и другой способы усиливали режущий эффект удара "с протягом".

Рисунок 10 Рисунок 11 К XV в. в Западной Европе появились сабли со сложными бугельными эфесами. Это оружие держали точно так же, как батарный меч. Чуть позже конструкция сабельной гарды приобрела собственные характерные формы. Появился специальный бугель для большого пальца (рис.10) и кожаная петля - мартингал - для указательного (рис.11).

 

Шпага

Являясь наиболее совершенным клинковым оружием, шпага не отличается многообразием хватов. Получив от батарного меча принцип конструкции гарды, она унаследовала и характерный способ удерживания - с одним или двумя пальцами перед перекрестьем. Таким же способом удерживали и рапиру-брету. Отметим, что существует ошибочное мнение, будто их держали, зажав рикассо между средним и указательным пальцами, но это явно не так.

Рисунок 12 Рисунок 13 В XVII в. шпага трансформировалась в облегченную шпагу - дворянку. При этом очень быстро изчезли большие бугеля, необходимые для старого, "шпажного" держания. Вместо них появились рудиментарные колечки, в которые палец не пролезал. Но это было и не нужно. Подушечку указательного пальца теперь клали на это кольцо, не просовывая палец вовнутрь (рис.12). Получалось очень тонкое и мягкое, маневренное удерживание, прекрасно подходившее к легкой дворянке. Правда, вскоре удерживание еще больше смягчилось. Это было вызвано полным отказом от бугелей, пусть даже и рудиментарных. Эфес шпаги теперь состоял из противовеса, рукояти, маленькой гарды-восьмерки и дужки, плавно переходящей в перекрестье. В результате все пять пальцев вернулись на рукоять (рис.13).

 

Кинжал

Рисунок 14а Рисунок 14 б Рисунок 15 Основными хватами здесь являются французский (прямой) (рис.14 а и б), и испанский (обратный) (рис.15). Кроме того, французский хват имеет две интерпретации: просто, в кулаке, и "тонко", в пальцах. Испанский же происходит от хвата навахи, которую держали так же, но двояко: лезвием к себе или от себя. При этом в классической дуэли на навахах противники еще и держали друг друга за левые руки. Дагу - кинжал для левой руки - держали чаще всего французским "тонким" хватом, но мог встречаться и испанский вариант. В первом случае боец сражался в левосторонней стойке, а во втором - в правосторонней. Но о стойке в другой раз.

Некоторые кинжалы XVI в. имеют небольшой бугель - колечко на середине перекрестья, из-за чего сложилось мнение, что оно для большого пальца (рис.16). Но на самом деле это не так; свойства такого кольца лишь защитные.

Щит

Рисунок 17А Рисунок 17Б Основных вариантов держания щита два. В первом случае два или три ремня на внутренней стороне щита крепили его к предплечью (тогда щит снабжался еще и подушкой для смягчения ударов), а во втором - удерживали в кулаке за жесткую рукоять-скобу посередине (рис.17а и б).


Рисунок 18 А Более сложные виды щитов, так называемые траншейные тарчи, одевались на руку как перчатка (рис.18а и б). Некоторые виды тарчей вообще не держали в руке, а крепили к плечу или левой стороне груди при помощи ремней или шнурков.

Рисунок 18Б

Копье

Рисунок 19 Во многих случаях держали просто двумя руками разноименным хватом с левой спереди. Впрочем, кельты, судя по одному ирландскому описанию, умудрялись крутить их между пальцами "так, что становятся копья длиннее". Конные рыцари первоначально держали копья посоховым хватом, над головой, а с XII в. стали зажимать под мышкой. Чуть позже на их щитах появился специальный вырез для дополнительного упора копья. В XIV в. на правой части рыцарской кирасы появился крюк для утяжелившегося копья - лэнса, а на турнирах его заднюю часть даже поддерживал специальный кронштейн, закрепленный на спинной части кирасы. В таких случаях рыцарь направлял удар копья, разворачиваясь в сторону противника всем корпусом, а правой рукой лишь придерживал свое оружие за тонкую часть древка или за специальную рукоять-скобу внутри гарды (рис.19).


Пикинеры XVI-XVII вв. держали свою пику только двумя руками, слишком уж тяжелой она была, или упирали один конец в землю. В таком случае правая рука освобождалась для шпаги (рис.20).

Рисунок 20

back.gif (1082 bytes)                     forward.gif (1085 bytes)

    

Hosted by uCoz